ПОЧЕМУ Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
ПОЧЕМУ возникает эффект дежавю?
ПОЧЕМУ вместе со смертью человека останавливаются и его наручные часы?
ПОЧЕМУ мы не помним наше детство и то, как родились?
Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтённой книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём они. Вы не можете вспомнить, что произойдёт в следующее мгновение, но по ходу событий понимаете, что в деталях видели эти несколько минут в качестве реакции на несколько последовательных событий.
Дежавю достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.
Возможной причиной явления «дежавю» может быть изменение способа кодирования времени головным мозгом. При этом процесс проще всего представить как одновременное кодирование информации как «настоящее» и как «прошлое» с одновременным переживанием этих процессов. В этой связи ощущается отрыв от реальности.
В одной из немногих работ на эту тему «Феномен дежа вю» автор Андрей Курган, исследуя структуру времени в состоянии дежавю приходит к выводу, что фактической причиной переживания является наслаивание друг на друга двух ситуаций: некогда пережитой во сне и переживаемой в настоящем. Условием такого наслаивания является изменение структуры времени, когда будущее вторгается в настоящее, тем самым обнажая для человека его глубинный экзистенциальный проект, при этом само настоящее как таковое «растягивается», и умещает в себе одновременно как прошлое, так и будущее.
В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, воспринятую на бессознательном уровне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых людей.
Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитском бульваре. Именно там, по преданию, он сжег второй том «Мертвых душ». Дом принадлежал графу А. П. Толстому, который приютил у себя вечно неустроенного и одинокого писателя и делал все для того, чтобы он чувствовал себя свободно и удобно.
За Гоголем ухаживали, как за ребенком: обеды, завтраки и ужины подавали куда и когда ему было угодно, стирали одежду и даже раскладывали стиранное по комодам. При нем, кроме домашней прислуги, был молодой малоросс Семен, расторопный и преданный. Во флигеле, где обитал писатель, всегда стояла необыкновенная тишина. Он ходил из угла в угол, сидел, писал или катал хлебные шарики, которые, как он говорил, помогали ему сосредоточиться и решать сложные задачи. Но, несмотря на благоприятные условия для жизни и творчества, в доме на Никитском бульваре разразилась последняя, странная драма в жизни Гоголя.
Многие из тех, кто лично знал Николая Васильевича, считали его человеком скрытным и таинственным. Даже друзья и поклонники его таланта отмечали, что он был склонен к лукавству, обманам и мистификациям. И на просьбу самого Гоголя высказаться о нем, как о человеке, преданный его друг Плетнев, ответил: «Существо скрытное, эгоистическое, надменное, недоверчивое и всем жертвующее для славы...»
Гоголь жил своим творчеством, ради него он обрек себя на бедность. Все его имущество ограничивалось «самым маленьким чемоданом». Второй том «Мертвых душ», главный труд жизни писателя, результат его религиозных исканий, должен был быть скоро завершен. Это был труд, в который он вложил всю правду о России, всю свою любовь к ней. «Труд мой велик, мой подвиг спасителен!» – говорил Гоголь друзьям. Однако в жизни писателя наступил переломный момент...
Началось все в январе 1852 года, когда умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга. Он считал ее достойнейшей женщиной. И после ее смерти признался своему духовнику, протоиерею Матфею (Константиновскому): «На меня нашел страх смерти». С этого момента Николай Васильевич постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. Все тот же отец Матфей требовал от него оставить литературные труды и, наконец, подумать о своем духовном состоянии, умерить свой аппетит и начать поститься. Николай Васильевич, прислушиваясь к советам духовника, стал поститься, хотя и не потерял обычного своего аппетита, поэтому страдал от недостатка пищи, по ночам молился, спал мало.
С точки зрения современной психиатрии можно предположить, что у Гоголя был психоневроз. Подействовала ли на него так сильно смерть Хомяковой или же была еще какая-нибудь причина для развития у писателя невроза – неизвестно. Зато известно, что в детстве у Гоголя были припадки, которые сопровождались тоской и депрессией, настолько сильными, что однажды он сказал: «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение». А в 1845 году в письме к Н.М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье мое стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого».
Возможно, что точно такое же «расклеение» подтолкнуло Николая Васильевича совершить самый странный поступок в его биографии. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он позвал к себе Семёна и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением «Мертвых душ». Под мольбы слуги не губить рукопись, Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а Семену сказал: «Не твое дело! Молись!»
Утром Гоголь, видимо, сам пораженный своим порывом, сказал графу Толстому: «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало». .
Было время, когда миллионы людей, провозгласив главенство принципов материализма, начисто отрицали существование души, потустороннего мира. Соответственно вся мудрость, накопленная народами в течение веков, объявлялась мракобесием и предрассудками тёмных неграмотных людей.
Сегодня, когда наука сделала ещё несколько шагов вперёд, вдруг оказалось, что и душа есть, и параллельные миры существуют. И не стоит так просто отмахиваться от советов старины, тем более, когда в культурах разных народов встречаешь практически одни и те же правила, предписывающие поведение в той или иной ситуации, рекомендации по обращению с окружающими нас предметами.
К таким предметам, безусловно, относятся зеркала – самые таинственные и загадочные спутники нашей жизни. Порой человек даже не догадывается о том, что причина его несчастий и бед заключается в его бездумном обращении с эти «безобидной» частью интерьера.
В большинстве культур зеркало - символ луны. В Китае оно традиционно считалось атрибутом Мудреца. В Японии зеркало входило в перечень императорских сокровищ наряду с такими символами власти, как трон, меч и Три Жемчужины - символы трёх основных доблестей человека: знаний, отваги и милосердия.
В традициях синтоистов восьмигранное зеркало является символом мира и пространства, отражающего образ. Сравнивая зеркало с водой, многие африканские и азиатские народы используют его наравне с чашей с водой в магических ритуалах с присутствием духов и гаданиях.
В поверьях нашего народа зеркало также всегда связывалось с душой. Так, после смерти члена семьи нужно было занавесить зеркало, чтобы душа умершего не задержалась в нём, использовали зеркала и во время гадания.
Но почему же нельзя вешать зеркала в спальне, почему нельзя спать напротив зеркала? Казалось бы, рекомендации не вешать зеркала в таких комнатах, как ванная, а особенно спальня, пришли к нам вместе с увлечением Фэн Шуем.
Возможно, это нам чуждо? Хотя с другой стороны, если и наши пращуры верили в магическую силу зеркал, что мешает нам разобраться с аргументами чужой нам традиции?
В конце концов, ведь мы все - дети одной земли и как уверяют учёные, представители единой, пятой расы, пришедшей тысячи лет назад на смену четвёртой – расе великих атлантов, и закладывающей в эти переломные годы основу для расы новой, шестой.
Возможно, если бы у наших прабабушек была ванная или отдельная спальня, а не печь-лежанка, они бы тоже нам поведали немало мудрых советов на этот счёт? Но почему тогда подобных суеверий не было у наших вельмож, у них-то была возможность иметь отдельные спальни?
Представьте себе, - и спальни были, и табу насчёт зеркал тоже, да ещё какие: ни в царских палатах, ни покоях бояр зеркала не висели! Наши "родные" гадалки и целители, эксперты по толкованию народных примет и сновидений также подтверждают: зеркала в спальнях лишние!
Если собрать все аргументы против зеркал в спальне вместе, получается довольно внушительный список:
Зеркала отражают не только спящих напротив них людей, но и всю обстановку в комнате. Любой отражённый острый угол негативно действует на спящего;
Северные шаманы уверяют, что за спящим из зеркала всегда наблюдает пара глаз, как результат – плохой сон, раздражительность, ссоры в семье по пустякам. Современные представления о параллельных тонких мирах делают подобные уверения шаманов не такими уж и неправдоподобными;
Толкователи снов ещё в средние века считали, что в зеркале сосредоточена сила вампира и у спящего человека всё хорошее, что есть в душе, просто высасывается за ночь. В принципе, эта теория ненамного отличается от представлений северных шаманов;
Если спящий отражается в зеркале – будут проблемы, а если отражается супружеская пара, то удваивание в зеркале числа партнёров будет незаметно подталкивать супругов к изменам;
Зеркало, отражающее дверь спальни и супружескую кровать, удваивает неудачи семьи практически во всём
Современная астрология также согласна с тем, что к расстановке зеркал нужно относится очень осторожно. Особенно опасны треснувшие зеркала, зеркала с "историей", которые были свидетелями смертей и несчастий. Такие зеркала могут убивать, и тому есть ряд неоспоримых свидетельств. История таких роковых зеркал сейчас изучается и анализируется;
Во время сна астральное тело человека путешествует и, попав в зазеркалье, оно может попросту оттуда не вернуться. Тело, расставшись с одной из своих непременных составляющих, умирает. Ведь сколько странных, внезапных, беспричинных смертей во сне констатируют врачи ежедневно. А такой термин, как внезапная смерть новорождённых? Почему внезапно во сне умирают малыши, зачастую остаётся просто непонятным;
Зеркала обладают огромной магической силой, как положительной, так и отрицательной. Это врата в мир зазеркалья – потусторонний мир, параллельные миры. Врата эти открываются нелегко, поэтому мы и становимся беспечными свидетелями безобидности миллионов зеркал. Однако однажды открытую дверь закрыть очень трудно. Прервать навсегда однажды завязавшуюся связь с потусторонним миром практически нереально;
Зеркало - сильнейший энергетический источник и способен трансформировать в будущее наше минутное плохое настроение или самочувствие, если мы в таком состоянии посмотрелись в него;
Зеркало - сильнейший энергетический магнит, оно способно играть на наших слабостях, отнимать энергию, старить и даже, как мы уже говорили, убивать. Особенно не рекомендуется подолгу смотреться в зеркало маленьким деткам, женщинам, кормящим грудью, беременным, во время месячных. Организм ослаблен и легче поддаётся негативному воздействию.
А теперь, проанализировав всё сказанное, представим себе, что происходит во время сна. Человек спит, он находится в беспомощном, бессознательном состоянии, при этом его нахождение напротив зеркала не минутами исчисляется, а многими часами!
Мы ложимся спать, но вместо того, чтобы хорошо отдохнуть и набраться сил, встаём зачастую полностью "разбитыми". Наши зеркала нам помешали восстановиться и подготовиться к новому дню. В результате - раздражительность, невнимательность на дороге, несчастные случаи.
В этом мире всё настолько взаимосвязано, что, пожалуй, стоит прислушиваться к рекомендациям умудрённых опытом людей: нельзя вешать зеркала в спальне и ванной, нельзя, чтобы зеркало отражало лишь часть головы, нельзя смотреться в старые, тем более треснувшие зеркала. В принципе, ничего ведь невозможного от нас не требуется, не правда ли?
Не смотря на то, что человечество давно вышло из того периода, когда все и вся объяснялось религией, копилка суеверий продолжает неустанно пополняться новыми тезисами. Один из таких тезисов – непонятное табу, касающееся фотографирования спящего человека, появившееся сравнительно недавно. Почему недавно? Потому что фотоаппараты, которые позволяют фотографировать бесшумно, появились не так уж давно.
Откуда именно пришла сомнительная истина, и почему нельзя фотографировать спящих людей сказать сложно, но, как известно, просто так присказки и приметы не возникают – им предшествуют события, или способствуют веские на то основания, которые в истории человечества разглядеть далеко не всегда легко.
Существует версия, объясняющая, почему нельзя фотографировать спящих, следующим образом: среди суеверий наших предков, дошедших до наших дней, есть такие, которые запрещают будить спящих. Видите ли, наши предшественники свято верили в то, что душа человека может покидать его тело во время сна, и если его разбудить «не вовремя» – душа не успеет в него вернуться, а значит, человек будет обречен на вечный сон.
Что касается вопроса «почему нельзя фотографировать спящих детей?», то и на него можно найти ответ, сокрытый в верованиях наших предшественников. Они считали, что спящие, а в особенности – дети абсолютно беззащитны, а потому уязвимы во время сна. Вспышка же фотоаппарата может испугать ангела Хранителя, который исчезнет, после чего сон человека уже никто не будет оберегать от зла. Тень истины в данной гипотезе есть, однако касается она не ангела и опасностей злых сил, а вероятности, что спящий рискует испугаться вспышки или щелчка во время фотографирования, что может стать причиной боязни темноты, заикания, и других малоприятных последствий.
Существует также гипотеза, объясняющая, почему нельзя фотографировать спящего человека, опираясь на информацию из книг «мертвых», которые были особенно популярны в Европе и попали в Россию ближе к концу ХIX века. Согласно информации в книгах, а если быть более точным – то настоящему обряду, усопшего одевали в праздничные одежды, и придавали ему какую-то позу, после чего фотографировали в кругу родственников, к примеру, за чтением утренней прессы или за чаепитием. Образ, запечатленный на фотографиях, легко было спутать с образом живого человека, закрывшего в момент щелчка/вспышки глаза, или уснувшего.
В те времена особенной популярностью пользовалось фотографирование детей – ведь их смертность в злосчастную эпоху была высочайшей. При этом ребенка одевали в самые дорогие, самые лучшие наряды, окружали игрушками и цветами. Фотографии же сделанные таким образом были для родителей невообразимо дороги, поскольку оставались единственной памятью о любимых детях, которым суждено было уйти. Следует отметить, что позже такие «книги мертвых» охотно скупались коллекционерами. Таким образом, ответ на вопрос, почему нельзя фотографировать спящего человека может крыться в деталях последней гипотезы. Ведь всем хорошо известно, что во время сна человек напоминает усопшего, чего для создания суеверия более чем достаточно.
Согласно с третьей, более-менее адекватной гипотезой, на фотографии запечатлеваются не только внешний вид человека, но и его биополе, что дает возможность навредить магам, колдунам по просьбе завистников и врагов, воспользовавшись фотографией. При этом не следует забывать придание предков, в соответствии с которым человек особенно уязвим во время сна, а значит, на него легче навести чары, порчу, навредить другим способом.
С последней гипотезой, объясняющей, почему нельзя фотографировать спящих, трудно спорить, однако, если задуматься – человеку свойственна консервативность. А потому страх перед аппаратом, который невообразимым образом в одно мгновение может запечатлеть все что угодно (по уверениям многих – вплоть до ауры) – можно считать первопричиной появления страха фотографирования спящих людей.
Даже если вы не верите ни в одно суеверие, не следует забывать, что фотографировать человека без получения его разрешения на это – не этично.
Следователи, особенно те, кто имеет отношение к раскрытию убийств, знают: часто одновременно с гибелью человека останавливаются его наручные часы. Даже если механических повреждений они не получили.
Дело в том, что, долго находясь на руке, металлические часы, возможно, (особенно с железным или кожаным ремешком на левой руке) становятся частью электромагнитного поля человека, как бы включаются в электрическую схему, играя роль своеобразного заземления. В эту конечную точку и стекается вся энергия организма (в электронике такая деталь называется терминатором, или заглушкой).
Постепенно, уже через несколько месяцев ношения, часы-терминатор приобретают заряд человеческого поля, подпитываются им. Энергия сжатой пружины дополняется энергией человеческого поля.
Если механические часы не в порядке, может быть надо идти сначала не в мастерскую, а на прием к врачу!
Следует помнить, что это всего лишь теория и задокументированных доказательств этому нет, не смотря на утверждения следователей. Поэтому и отнесли статью к рубрике "Прочее".
Термин «младенческая амнезия» ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. По мнению Фрейда, взрослые не способны запоминать события первых 3-5 лет своей жизни, так как в течение первых лет жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Но это идея носила односторонний характер и не прижилась.
Возможно, основной причиной амнезии детства являются различия в кодировании полученной информации у детей и взрослых. И если взрослый человек способен хранить в памяти много данных, то у ребенка они периодически пропадают.
Процессом формирования воспоминаний занимается сеть нервных клеток, которая создается в 6-18 месяцев. На этом этапе появляется краткосрочная и долгосрочная память. Но если наша память уже достигла нужного уровня, почему мы забываем наше детство? Оказывается, это происходит из-за отсутствия возможности связать события со словами, так как мы еще не умеем говорить, и не знаем слов, которыми можно описать какое-либо событие.
Journal information