Фото Алексей Коноплёв
Недавно, просил читателей угадать "Что это?". Почти все догадались, что это древний инструмент - варган. Музыка я смотрю тоже понравилась, поэтому поставлю несколько звучаний с необычными и обычными варганами.
Комус Павла Поткина
Алтайские комусы братьев Поткиных являются самыми распространенными в России варганами благодаря низкой стоимости и минимально приемлемому качеству. Большой зазор между язычком и деками прощает начинающему большинство ошибок, связанных с неточным ударом или излишним напряжением - главное, не привыкнуть держать варган неправильно. Латунные рамы неприхотливы в обращении - они не ржавеют (только теряют со временем блеск - это нормально), а покрытие язычка так же эффективно защищает его от коррозии
Звучание:
Комус Казанцева-Минакова средний
Средняя модель комуса А.Казанцева и А.Минакова появидась в 2008 году и представила новую для мастеров форму дек, приводящую к довольно необычному способу удержания инструмента. Благодаря необычному углу скоса внешних кромок корпуса, варган больше закусывается зубами сверху и снизу, чем прижимается к ним спереди. Так же изготавливается и вариант из традиционного круглого прута, по звуку они не отличаются.
Звучание:
Шаман
Литой массивный вьетнамский варган мягкостью звука и богатством звучания напоминает якутский хомус Мандарова. Если сравнить эти две модели, то на вьетнамском за счет более мягкого язычка легче играть (т.е. нужно прикладывать меньше усилий), но он не выдерживает очень большие скорости, в отличие от якутского. При медленной и средней интенсивности игре вьетнамский лучше управляется дыханием. А вот тембр звука богаче у якута.
Звучание:
Дан мои с двойным язычком
Этот вариант дан мои по звучанию близок к одноязычковому басовому, но может развить чуть большую громкость, а тембр немного резче. Самым же главным отличием является конструкция и следующие из ее особенности использования. Очень короткий "ударный" кончик, являющийся связующим звеном между игроком и инструментом, и, напротив, длинная рабочая часть язычка заставляют прикладывать для удара гораздо большие усилия, чем с остальными пластинчатыми варганами, т.е тактильно он может восприниматься как более тугой, жесткий. С другой стороны, маленький рычаг и маленькая амплитуда его движения способствуют большей стабильности при двухсторонних переменных ударах, что находит свое отражение в определенных стилях игры. Ключевая особенность всех тонких вьетнамских дан мои - невероятная легкость игры а так же чистый, красочный и громкий звук. Благодаря высокой чувствительности даже самое неуверенное движение артикуляционным аппаратом приводит к отчетливому и явно различимому изменению в звуке. Начинающим это помогает значительно повысить эффективность обучения, а опытным игрокам дает максимум свободы для творчества, не отвлекая на контроль самого инструмента.
Звучание:
Монгольский аман-хууры
Громкий варган с мягким, благодаря незаточенному язычку, тембром и хорошей управляемостью. При ударе от себя есть слабо заметные призвуки; при ударе на себя инструмент ведет себя стабильно и позволяет менять звук плавно и в большом диапазоне. Звук в целом далеко не самый чистый - скорее механический, чем музыкальный - но если на это не обращать внимания, играть (управлять) легко и комфортно.
Звучание:
Маультроммель Шлюттера
Эта модель варгана воплощает в себе все лучшее, обычно обозначаемое словами "немецкое качество". Не обладая выдающимся внешним видом, конструкция может похвастаться удивительной для своей толщины жесткостью рамы - она сделана из специальной марки нержавеющей стали. Форма инструмента идеально выверена и обеспечивает максимум функциональности. Особо стоит отметить управляемость и чувствительность варгана - они почти на уровне венгерских доромбов, только без повышенных требований к точности держания и удара.
Звучание:
Варган Глазырина "Буревестник"
Гигантские буревестники - птицы с размахом крыльев до 2 метров, в полете использующие воздушные течения и редко взмахивающие крыльями. Одноименный варган Дмитрия Глазырина обладает таким же спокойным, размеренным характером: это самый низкий инструмент у мастера, с мягким язычком, долгим временем затухания колебаний и густым, насыщенным и мягко-трескучим тембром. Зазоры минимальны, чувствительность высока, а фоновые призвуки даже гармонируют с основным звуком, обеспечивая комфорт и удовольствие от игры. Приятный в использовании инструмент, наверняка понравится любителям умеренно низких варганов.
Звучание:
Хомус Игнатьева
Полнодиапазонный (с наличием широкого спектра частот) хомус с мягким язычком дает ощущение легкости игры и красивости звучания одиночного удара (тем, кому нравится насыщенный тембр с легкой хрипотцой). При ударе от себя возникает сильный диссонирующий призвук; при неаккуратных ударах на себя или быстропеременных он проявляется в меньшей степени.
Звучание:
Вот лишь небольшой список варганов.
Фото отсюда http://vargan.spb.ru
Journal information