kot-de-azur (kot_de_azur) wrote,
kot-de-azur
kot_de_azur

Швеция: путешествие в парк Abisko

Прекрасное фотопутешествие allchaos   по горам Швеции

1-й день (29 августа)
Набор высоты: +105 метров
Высота над уровнем моря: 490 метров

Прибыли на станцию Абиско-туристическая (Abisko Turiststation) в 11.30 утра,

Mountain station Abisko – это гостиница и магазин в одном лице. Других тут зданий нет, кроме маленького домика самой станции. Мы закупаем недостающее: пластиковые походные тарелки, спиртовую горелку для приготовления пищи, небольшой запас консервированных продуктов, и карты маршрута. Менеджер магазина нам любезно помогает и пока я подтверждаю своей подписью осуществленную транзакцию, он спрашивает как дела в Москве с дымом и необычно сильной жарой, заодно сообщает, что туристы из России бывают в Абиско крайне редко: «Русские же обычно путешествуют для шопинга, а здесь шопинга нет»

Конечно же, в Абиско и быть не может никакого шопинга. Станция Абиско расположена на ветке соединяющей столицу Швеции город Стокгольм с норвежским городом Нарвик. Ехать от Стокгольма до Абиско на поезде порядка 18 часов (поезд покидает Стокгольм в 18.30, а прибывает в Абсико в 11.30 утра следующего дня), хотя можно добраться и самолетом, но при этом несколько часов придется ехать рейсовым автобусом или поездом, что сводит на нет всю выгоду от перелета. Всех туристов влечет в Абиско одно: путешествие по одному из самых длинных в Европе треккинговых маршрутов – Kungsleden или Королевская Тропа, общей протяженностью более 400 километров. Маршрут начинается со станции Абиско, расположенной на 200 километров севернее полярного круга и уходит почти строго на юг, позволяя в нескольких метах сойти с дистанции и таким образом выбрать наиболее подходящую нагрузку.

КАРТА

Мы запланировали пройти от Abisko до Vakkotavare (примерно 110 км) , и если будет желание и погода, то добраться до Kvikkjokk (еще дополнительно 73 км). Первый этап планировался за 5 дней и второй за 3 дня. Мы не ставили себе спортивных целей и не привязывались к жесткому графику – были куплены только билеты до Стокгольма и билеты на поезд до Абиско, и обратно мы планировали возвращаться по фактическому окончанию маршрута.
До Стокгольма летели Estonia Air со стыковкой в Таллине. Эстонский аэропорт неприятно поразил отсутствием отдельного паспортного контроля для транзитников. До начала посадки на рейс оставалось пять минут, когда я прошел паспортный контроль. А вот людей летящих в Осло, объявляли по громкой связи – они уже опаздывали. Короче говоря, если у вас стыковка короткая, подумайте надо ли вам нервничать в очереди паспортного контроля эстонского аэропорта.

Из Стокгольмского аэропорта на скоростном поезде мы добралисьь до центрально вокзала, положили наши рюкзаки в камеру хранения и отправились пешком в заранее забронированную гостиницу LangHolmen
Лонгхольмен – это небольшой остров расположенный буквально в 4-х километрах от Гамла Стана – исторического центра столицы. В далекие времена, остров был известен всему Стокгольму своими тюрьмами, но в 1975 году закрыли последнюю, сделали ремонт и открыли в ней отель. Теперь это хоть и по-скандинавски маленькие, но очень уютные и приятные номера с отличным душем, бесплатным wi-fi и толстыми тюремными дверями. Все остальное пространство выдержано в соответствующем стиле. Здесь проводят корпоративы и свадьбы – участников одевают в тюремные полосатые робы и организуют «побег» с последующим застольем. Гостиницу можно смело отнести к разряду must see.

Тропа от станции Абиско напоминала проселочную дорогу, настолько она была широка и хорошо натоптана. Везде стоят указатели, так что потеряться совершенно не возможно. И карта здесь не нужна, разве что для игр с ориентированием: на всех указателях кроме направления написано и расстояние.

В первый день мы решили добраться до базы на озере Абиско. Погода не радовала – небо было затянуто дымкой и казалось, что вот-вот начнет моросить мелкий северный дождь. Но вышли мы 29 августа, за два дня до начала осени, не случайно. Первая половина сентября, по всем описаниям, лучшее время для этого маршрута. Комаров уже нет, идти не жарко а ночевать еще не холодно - средняя дневная температура в это время обычно +9, а ночная +3. Дожди должны пойти только с середины сентября. Но самое главное – это осенние пейзажи заполярья и разноцветные долины со снежными шапками гор на горизонте.

Но пока горы в тумане а пейзажи бледны, надо обязательно рассказать про систему небольших гостиниц, размещенных вдоль маршрута. Принадлежат они шведской ассоциации по туризму (STF) и гостиницами их назвать можно условно. Как правило, это небольшие одноэтажные домики, в которых расположена общая кухня, коридор и собственно «номера». На территории находится домик-офис служащего, общий туалет типа яма-в-земле (но с сидушками) на 4-6 кабинок, иногда система подачи питьевой воды из ближайшей реки, и место для слива пищевых отходов. За плату от 36 евро для обычных граждан, и за 26 для членов ассоциации шведских туристов (куда мы тут же вступили – за 29 (кажется) евро выдается карточка членства, действующая до конца календарного года), вы получайте койко-место в одной из комнат дома. В комнате может быть 4 спальных места (две двухъярусных кровати), 6 спальных мест (две трехъярусных кровати), 9 спальных мест и любая другая комбинация. За уплаченные деньги вы еще можете пользоваться туалетом (несмотря на простоту, туалеты по-шведски чистые, «сидушки» сделаны из пенопласта и в каждой кабине есть антисептическая жидкость для рук), газом и посудой на общей кухней. Здесь конечно не обошлось без шведского социализма – в обязанности проживающих входит: принести воды, напилить и нарубить дров для печек (березовые бревна имеются в наличие, так же как топор и пила), после себя подмести и желательно помыть пол. Уходя надо постель привести в порядок – на каждой кровати есть что-то напоминающее постельное белье, но фактически это больше защитные чехлы на подушку, матрас и одеяло, и алгоритм их смены мы так и не узнали. Боитесь запутаться в выполнении своих обязанностей? В каждой комнате висит напоминание, что и как делать. Помои и вода после мытья посуды должны выливаться в определенное место. Как правило, это деревянная пирамида с сеткой на верху – на ней остаются крупные куски пищи, а на землю попадает все остальное. Туда же надо выливать из тазика и воду после чистки зубов – чистить зубы над горным ручьем, и сплевывать туда, совершенно недопустимо. Сразу вспоминаются российские деревни, где в одной реке принято купаться, мыть коврики от машины и полоскать белье. Шведы все сохраняют в чистоте. Таким образом, вы платите деньги только за возможность переночевать под крышей – не надо брать с собой спальник и палатку. Но если все это есть, то ничего страшного – за небольшой сбор в несколько евро вы можете поставить палатку на специально отведенном для этого месте и пользоваться туалетом и кухней с газом. В конце концов, если люди вам противны, вдоль троп попадется огромное количество мест под установку палатки, с выложенным из камней костровищем, и за это не надо никому платить.
Типичная общая кухня:

Два ведра вверху с питьевой водой, два ведра внизу для грязной воды после мытья посуды, два тазика на столе непосредственно для мытья посуды.

И не забывайте про мусор. Даже здесь, в далеке от цивилизации, мусор необходимо сортировать - везде стоят пластиковые контейнеры - батарейки отдельно, пластик отдельно, железо отдельно. Кроме шведского, все контейнеры подписаны по-английски. Из пластиковых контейнеров весь мусор упаковывается в специальные пластиковые мешки и отправляется на хранение в специальный домик. Зимой, когда снега становится достаточно для снегоходов, за мусором приезжает "сноумобиль" с санями и увозит в цивилизацию. На месте утилизируется только сгораемый мусор - бумага.

В Abiskojaure повезло – народу было мало и нам досталась на двоих огромная комната, рассчитанная на 6 человек.

По всему маршруту, на всех станциях, принимают к оплате банковские карты. Радиосвязи здесь нет, так что прокатывают слипы на которых кроме росписи, указывается номер ID. Когда я рассчитывался за постой и заодно за продукты, которые приобрел на ужин, сотрудник базы, переписывая в слип номер моего паспорта, произнес фразу, которая сопровождала нас все остальные дни:

- Probably, you are first Russian here.

Ну, конечно же, это не совсем так – туристы из России уже бывали на Королевской Тропе, но по всей видимости они не расплачивались картой за продукты и не останавливались на ночлег в кемпинге. Тем не менее, было поразительно найти в Европе место, где искренне удивляются, когда узнают, откуда ты приехал. Кроме самих шведов, на маршруте мы встречали датчан, швейцарцев, американцев, австралийцев, австрийцев и поляков.
Прайс-лист "магазинов" по маршруту.

День 2 (30 августа)
Маршрут: Abiskojaure – гора Kartinvare – Ravvetievvakatorna – Abiskojaure
Пройденная дистанция: 21,240 км
Набор высоты: + 669 / - 669
Высота над уровнем моря: -

Мы решили сделать радиальный выход – подняться на гору и потом сделать небольшой круг по местности. Встали в 6 утра, попили чай с печеньями и отправились покорять гору Kartinvare, которую отлично видно из нашего лагеря.

Вышли на Королевскую Тропу, поднялись на перевал и с него в лоб пошли на вершину.

В 9.54 утра, через 2 часа 45 минут, достигли вершины. Вид открывался замечательный, но дымка в воздухе и облачность не давали насладиться панорамой в полной мере.

Несмотря на то, что высота гор Швеции смешная - самая большая гора всего 2 104 метра, здесь, на вершине «холма» высотой всего 1 154 метра, было довольно холодно. Изначально, мы прорабатывали возможность подъема на соседнюю вершину Kieron (1 551 метр), но сейчас было видно что на ее вершине плотно сидит облако и мы не только не смогли бы что-то увидеть, но и скорее сего не смогли бы нормально подняться. В быстром темпе мы спустились вниз, в теплую долину.

В долине невероятное количество черники. Ягоды сочные и зрелые, но местами, в тени гор, попадаются и совершенно зеленые ягоды. Не успев созреть, они замерзают. Наш ланч в этот день состоял из черники – мы просто завались у кустов и полчаса ели вкусные ягоды.

Саамские девушки такие же высокие стройные и красивые, как и саамские березки.

В первый день мы только фотографировали грибы, но на второй день решили побаловаться себя грибным меню на ужин. Грибов в округе невероятное множество, ведь собирательство, как форма хозяйственной деятельности, в Щвеции давно сменилась на более прогрессивную. Грибы можно резать в радиусе 50 сантиметров от тропы, в виде исключения до 1 метра. Все что дальше мы относили к категории "очень далеко".

День 3 (31 августа)
Маршрут: Abiskojaure – Alesjaure
Пройденная дистанция: 19,970 км
Набор высоты: +330
Высота над уровнем моря: -780

Утром я вышел в футболке, но уже на перевале пришлось одеть куртку, а чуть позже и вовсе свитер – погода начала портиться.

Все заволокло низкой облачностью, задул ледяной ветер, а потом и вовсе пошел мелкий ледяной дождь.

Когда добрались до базы, дождь уже заканчивался, чего не скажешь о ветре.

В Абиско, в магазине, приобрели Fish Card. Это разрешение на ловлю рыбы в водоемах по нашему пути. К разрешению, которое действовало неделю и стоило 20 евро, прилагалась карта местности с помеченными красным цветом водоемами, где рыбалка запрещена. Запрет основывается на защите интересов коренного населения - саамов. Для туристов рыбалка это игра, а для саамов это хлеб ежедневный - выловят туристы всю рыбу и коренному населению есть будет нечего. Справедливости ради, надо сказать, что красным цветом были помечены почти все водоемы в округе, но Андрей не терял надежду – он тащил с собой из Москвы спиннинг.
В 17.05 покинули базу и отправились до ближайшего горного озера, разрешенного к рыбалке. Погода к вечеру заметно улучшилась: тучи ушли а облака, занявшие их место, не могли удержать солнце. С ближайшей горки открылся отличный вид на озеро и на небольшую саамскую деревню. Мы шли как раз вдоль этого озера.

До озера мы добрались за 1 час, из которого треть была потеряна на выбор оптимального маршрута – троп тут нет.
Как и следовало ожидать, Андрей ничего не поймал.

Вернулись на базу.

А следующий день приготовил нам сюрприз.

продолжение
Tags: природа, путешествие

promo kot_de_azur december 26, 2019 10:25 18
Зимой у меня мандарины всегда ассоциируются с праздником. Обычай дарить мандарины в гостях, пришел из Китая, где данный фрукт символ богатства. Ну а для меня, это еще и возможность приподнять настроение и почувствовать запах прадника. Начинаем серию Новогодних тестов. Праздничное настроение уже…