
"Проклятый Шаумян!" - подобное слышишь от тех, кто хоть раз проезжал это странное место в горах. Место, через которое поедут тысячи россиян этим летом. Желанная дорога на море, но стоит ли сюда ехать?
Летняя поездка на Черное море для многих превращается в то еще испытание. Если вы едите через Краснодар, то есть риск попасть в многокилометровую пробку у посёлка Джугба. Чтобы этого избежать и сэкономить несколько часов, люди едут через альтернативный маршрут. Начинается он от Майкопа до Туапсе. Но на этом отрезке дороги притаился коварный Шаумянский перевал. Его достоинства - значительное сокращение пути к морю, отсутствие пробок и красивый пейзаж. Недостатки - неасфальтированное покрытие, много пыли, оползни и опасность ночной езды у обрыва.
Перевал на карте Яндекса
Данная дорога будет интересная тем, кто едет в район Туапсе, Лазаревское, Дагомыс, Сочи и Адлер.
Так выглядит маршрут из Ставрополя.
Перевал и одноименный посёлок носит имя революционера и политического деятеля Степана Георгиевича Шаумяна. Известный революционер на Кавказе, журналист, литературный критик.
Длина отрезка дороги с гравийным покрытием 7 км. Почему не кладут здесь асфальт? Потому, что грунт на дороге неустойчив и постоянно сползает. Если будет асфальт, то через год он уедет вниз. Постоянные обвалы и оползни заставили отказаться от этой идеи. Зато по дороге часто проходит грейдер.

Въезжаем со стороны Хадыженска. Внезапно асфальт обрывается и начинается боль всех автомобилистов. Подвеска пузотерки испытывает постоянную тряску.

Местами дорога укатана, но не позволяет разогнаться больше 30 км/ч

У края дороги постоянно встречаются оползни.

По этой дороге любят ездить большегрузы.

Они лихо преодолевают подъем.

Несмотря на плохую дорогу, через перевал едет много народу.

Останавливаться у края дороги не рекомендуется.

В любой момент может отвалиться кусок дороги.

А то и оползень начнется.

Виды здесь красивые.

Местами трассу укрепляют уже после оползня. Заливают бетоном, ставят плиты.

Но стихия носит систематический характер.

Вид на перевал.

Еще один минус - пыль. Здесь её много. Постоянный трафик поднимает пыль столбом и иногда ничего не видно за впереди едущей машиной. После перевала все выезжают одинаково серого цвета.

20 км/ч ограничение скорости. Но больше и не разгонишься.

Все обгоняют друга друга без стеснения. Их не пугает отсутствие отбойников, наличие обрыва у края дороги.

Склон не укреплен. Сыпется порода.

Какая я и говорил, дорога протянется на 7 км. За полчаса можно вполне комфортно преодолеть маршрут.

На самом верху есть отрезок асфальта.

Видимо хозяин кафе решил так привлечь клиентов.

А дальше опять гравийка.

И пыль.


Наконец показывается заветная табличка Шаумян.

И начинается хорошая дорога до Туапсе.

Местами узкая и извилистая.

Ехать через Шаумянский перевал можно, но осторожно. Стоять несколько часов в потоке, который проехал через Краснодар, то еще веселье. Полчаса страха и можно вздохнуть спокойно.
Journal information