kot-de-azur (kot_de_azur) wrote,
kot-de-azur
kot_de_azur

Зачем афганские девочки становятся мальчиками?

Так примерно выглядит афганская девушка, которой пришлось стать Бача-пош. На момент фото - 15 лет. Зовут Захра. Родители боятся, что её не возьмут замуж. Афганистан – очень опасная страна для тех, кто родился девочкой.


Фото Casper Hedberg

Тема достаточно сложная и местами не поддающаяся здравому смыслу. До сегодняшнего дня я был уверен, что в такой стране как Афганистан, всегда существовал культ мужчин. Им принадлежит почетное место в жизни семьи и общества. Когда рождается мальчик, событие воспринимается всеми, как большой праздник. Но если раз за разом на свет появляются девочки, у родителей нет причин для радости. Семья без наследника считается неполноценной. Она становится мишенью для язвительных насмешек окружающих. И тогда появляется Бача-пош (Bacha posh).


Дети Афганистана. Фото AFP/Scanpix nuotr


Унизительная ситуация породила жестокий обычай. Он немыслим в цивилизованном обществе, но существует в современном Афганистане. Стремясь избежать осуждения и презрения соотечественников, родители «превращают» в мальчика одну из дочерей. С этого времени она становится «бача пош». Теперь ей предстоит забыть о том, что она девочка и получить совсем другое воспитание.


А это девочка 7 лет, зовут Мехран. Похожая на мальчика, она играет 11-летними сестрами. Фото JENNY NORDBERG


Долгие годы бача пош будет одеваться, выглядеть и вести себя, как мальчик. Короткая стрижка, обычная для парней одежда, свободное общение со сверстниками мужского пола постепенно приучают к новой роли. Глядя, как ловко она играет в футбол и уверенно держится в мальчишеской компании, трудно узнать бывшую девочку.


Мехран. Фото JENNY NORDBERG


Мужские права дают юной заложнице национальной традиции некоторые преимущества. Родители надеются, что такая жертва поможет им родить сына и обращаются с ней более предупредительно, чем с остальными детьми. У бача пош больше свободы и возможностей, чем у обычных девчонок, которым недоступны школа и занятия спортом. Она имеет право учиться, ходить без сопровождения, посещать магазины.

Tamana Mirwais, 10 years, changing every day before or after school (depending on whether she has lesson in the morning or in the afternoon) from girl clothes to boys' wear, or viceversa, in a store near her girls' school. Tamana Mirwais, 10 years, changing every day before or after school (depending on whether she has lesson in the morning or in the afternoon) from girl clothes to boys' wear, or viceversa, in a store near her girls' school.
Девочка одетая как мальчик и с традиционным афганским именем Тамин, которое дают обычно мальчикам. Фото Kontinent Agency


Однако далеко не всем нравится навязанная обществом роль. Взрослея, большинство девочек начинают чувствовать себя некомфортно. Их принудили отказаться от того, что было дано природой. Взамен они получили любопытные, бесцеремонные взгляды и массу неудобств. Обычная покупка одежды на рынке становится проблемой. Как в таких условиях примерить вещи, не выдав свой подлинный пол?

Чем старше становится девушка, тем трудней скрывать истинное положение дел. Если к тому времени в семье не родился наследник, роль бача пош передается младшей дочери. Теперь бывшему «мальчику» предстоит замужество. Родители стремятся сделать это поскорей, без лишнего шума. Чаще всего кандидатом в мужья становится кто-либо из родни.

Но тут возможны непредвиденные затруднения. Девочке, ставшей бача пош, не были привиты необходимые для семейной жизни женские навыки. Более того, на мужчину она привыкла смотреть без страха, как на равного себе человека. Такие женщины лучше владеют искусством боя, чем умением содержать дом в порядке, готовить еду и быть покорной прислугой. Понятно, что находится мало мужчин, желающих заполучить их в жены.


Фото Kontinent Agency


Нередко последствия пребывания в мужской роли становятся необратимыми. Бача пош почувствовали, что значит быть свободными и самостоятельными. Это открывает путь к образованию, карьере, уважению. Они не желают влачить убогое существование, предназначенное женщинам Афганистана: им нельзя учиться и работать. Оценив преимущества другого пола, они ведут себя, как мужчины, и не хотят ничего менять в своей жизни.




p.s. очень подробно тему освещает журналистка Дженни Нордберг, она изучает афганскую традицию - растить девочек как мальчиков. В книге Дженни Нордберг "Подпольные девочки Кабула" рассказывается о жизни этих женщин: рожденные нежеланными девочками, в детстве и подростковом возрасте они живут как гендер, который предпочитает общество, а позднее их заставляют выходить замуж и рожать детей.

Немного рецензии от жж юзера felix_mencat, спойлерить сильно не будем, для понимания темы можно узнать несколько моментов:

Рассказывается о психологии - и самих бача пош, которым ой как нелегко приходится, и их семей. Это разговоры с живыми людьми, их точка зрения, и Нордберг не смотрит на них сверху вниз, как на смешных и диких зверушек, что немаловажно, однако при этом приводит в тексте очень много отсылок к исследованиям патриархата, к истории, к социологии, это позволяет читательницам видеть объемную картину, видеть системность и исторические корни происходящего.

Феномен "бача пош" - распространен очень широко (в каждой школе есть 1-2 такие девочки), и имеет очень древнее, еще до-исламское происхождение, а цель, во многом - магическая - "притянуть" рождение сыновей.

Считается, что, если выдать одну из дочерей за сына, то женщина будет смотреть на "мальчика", видеть мальчуковую одежду, "привыкать" к сыну - и начнет рожать сыновей. Афганки убеждены, что это работает. Впрочем, для деревенских женщин вопрос рождения сыновей - это вопрос жизни и смерти, потому что, если сыновей нет, они так и будут вынуждены рожать каждый год до ранней смерти (средняя продолжительность жизни афганских женщин - 40 лет; среднее количество ВЫЖИВШИХ детей - 6). Кроме того, женщины говорят, что дочерей можно рожать, только если муж попадется ХОРОШИЙ. Плохой будет избивать не только жену, но и дочерей. Показывается жизнь девочек из нищих семей, которые не рады тому, что их переодевают мальчиками, потому что для них это означает не игры в футбол, а тяжелый труд за гроши.


Истории из книги "Подпольные девочки Кабула"

Ниима - старшая дочь, у нее 8 младших сестер и отец - безработный наркоман. Друг семьи предложил одеть ее мальчиком, чтобы она могла работать у него в лавочке. Вся семья живет на зарабатываемые ею детские копейки. Нииме тяжело, страшно, неудобно, и она ждет не дождется, когда еще подрастет и больше не сможет одеваться мальчиком. Тогда ее место займет малдшая сестра, потом следующая младшая сестра и так далее.

А 8-летняя дочка разведенной женщины Нахид не захотела быть сыном. Нахид очень повезло, что ее семья поддержала ее развод, и отец даже смог договориться с мужем, чтобы тот отдал Нахид детей, в обмен на все семейные деньги, но положение разведенной женщины очень двусмысленно. Она считается доступной, поэтому, хотя у Нахид был один сын, она захотела "сделать" второго - для повышения респектабельности, чтобы не бояться все время изнасилования, но вот не вышло, дочка быстро себя выдала.

Очень интересна история 15-летней узбечки Захры. Она уже слишком взрослая для бача пош, считается, что возвращать девочек обратно в женский пол желательно даже ДО наступления пубертата, иначе, как выражается одна докторша - "они немножко в уме повреждаются".

Но Захра не хочет. Она совсем не хочет быть женщиной, сидеть в 4 стенах всю жизнь и рожать кучу детей. Ей нравится быть свободной (хотя ее свобода все-таки ограничена тем, что она ходит, например, в школу для девочек, где обязана носить платок, и учитель паштунского уже ей выговаривал, что надо прикрываться и вне школы; да и во дворе все больше народу знает, что она на самом деле девушка), она хочет работать.

Мать Захры против. Она намеренно всем рассказывает, что Захра - девочка, потому что хочет сделать ее "женственной". Более того, мать утверждает, что Захра сама всегда хотела быть мальчиком. Нордберг мягко, но убедительно показывает, что бача пош - всегда идея родителей. Маленькая девочка не может сама пойти и купить себе мужскую одежду. И да, мать вскоре признается, что после рождения трех старших дочерей у нее было несколько выкидышей мужского пола, и в отчаянии она решила прибегнуть к магии и сделала из Захры мальчика. Хотя ее кузина, бывшая бача пош, ныне живущая с мужем и детьми в Лондоне, предупреждала, что обратное превращение в правильную женщину будет ой каким нелегким.

И теперь мать и отец сталкиваются с сопротивлением Захры, которая не хочет терять свои пусть все уменьшающиеся привилегии (чем старше она становится, тем хуже к ней начинают относиться, потому что, хотя девочек наряжать мальчиками приемлемо, женщина должны быть женщиной и точка, мол, есть хадис, согласно которому пророк Мухаммед проклял и призвал выгонять из дому мужчин, одевающихся как женщин, и женщин, одевающихся как мужчины). Однако бабушка Захры ее поддерживает. Оказывается, их пра-пра-пра как-то там бабушка жила в мужском обличье до 38 лет, даже занимала какой-то государственный пост и работала. В 38-то, конечно, вышла замуж и еще 4 детей родила - это обязательно для бача-пош, но спешить, полагает бабушка, ни к чему. Бабушка вообще говорит Нордберг, что это очень древний обычай, еще до-исламский.
Tags: истории, удивительно
Subscribe
promo kot_de_azur august 31, 08:00 72
Buy for 150 tokens
Забудьте про Египет, Турцию и даже Сочи. Отличная альтернатива непопулярным нынче направлениям появилась на юге. Давно надо было менять что-то в традиционных туристических местах и пробовать что-нибудь поинтереснее. Удивительно, но здесь так же умудрились построить Зенит-Арену, не распилив при…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments